Тревожно-фобические расстройства – группа расстройств, в которой

Тревожно-фобические расстройства – группа расстройств, в которой тревога вызывается исключительно или преимущественно определенными ситуациями или объектами (внешними по отношению к субъекту), в настоящее время не являющимися опасными. Реактивные состояния и неврозы занимают одно из ведущих мест в нервно-психической заболеваемости детей. К ним относятся формы, характеризующиеся преобладанием страхов (фобий). Установлено, что расстройства в виде тревожности встречаются в 10-15% случаев. Страх и тревога, являясь адаптационными феноменами, способны приобретать устойчивый патологический характер, когда возникает несоответствие между переживаемой эмоцией и реальной опасностью. Характерная особенность детского возраста – относительная легкость появления аффекта страха.

У детей страх может быть вызван любым новым, внезапно появившимся объектом. Повышенная физиологическая и психологическая готовность детей к возникновению страха может быть обусловлена некоторыми факторами внутренних и внешних условий. В числе факторов внутренних условий особое значение имеют тревожно-мнительные черты характера и проявления психического инфантилизма в виде повышенной впечатлительности и внушаемости. Основной фактор внешних условий – неправильное воспитание типа гиперпротекции с тревожными опасениями родителей по поводу здоровья ребенка. Эпидемиологические исследования показывают, что в условиях экономической, социальной и политической нестабильности идет накопление фобий в общей популяции. Фобии нередко настолько интенсивны, что приводят детей к школьной и социальной дезадаптации. Развитие невротических фобий представляет собой последовательную цепочку симптомов, отражающую порядок формирования личностных реакций в ответ на осознаваемую или неосознаваемую травму.

Первыми возникают наиболее автоматизированные вегетативные и сенсомоторные расстройства, затем присоединяются аффективные, и завершается развитие синдрома становлением фобических расстройств невротического уровня. Наши клинические исследования представлены данными, полученными при обследовании и лечении 126 детей в возрасте 8-12 лет с тревожно-фобическими расстройствами. При поступлении в стационар и после лечения определяли уровень тревожности по Спилбергеру, личностные особенности (опросник Р. Б. Кеттэла), эмоциональное состояние (тест Люшера), адаптивность поведения ребенка в структуре межличностных отношений (тест Розенцвейга).

Тест Розенцвейга. Применяется с целью изучения личностных особенностей больных, влияющих на психотерапевтический процесс. Тест включает 24 рисунка, на которых изображены фигурки, находящиеся в различных фрустрационных ситуациях. На каждом рисунке персонаж слева произносит слова, описывающие эту ситуацию.

Над фигуркой справа находится квадрат, в который испытуемый должен вписать свой ответ на слова первого персонажа. Каждый ответ оценивается с точки зрения типа фрустрационной реакции и ее направленности. Типы реакций: 1) с фиксацией на препятствии; 2) с фиксацией на самозащите; 3) с фиксацией на удовлетворении потребности. По направленности выделяют реакции: 1) внешнеобвинительные; 2) самообвинительные; 3) нейтральные (безобвинительные).

Из 126 обследованных детей у 56 (44,4%) преобладали внешнеобвинительные реакции с фиксацией на самозащите, у 32 (25,4%) – самообвинительные реакции с фиксацией на самозащите. Тест Спилбергера. При определении уровня тревожности у детей с фобическим синдромом отмечено, что личностная тревожность, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий спектр ситуаций как угрожающий и отвечать на каждую из них, имеет более высокие итоговые показатели, чем ситуативная (реактивная) тревожность. Она как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности.

Комментарии закрыты.