Уровень личностной тревожности определялся как умеренный

Уровень личностной тревожности определялся как умеренный (от 36 до 44 баллов) у 44 детей (34,92%), высокий (от 47 до 72 баллов) – у 43 (34,13%). В то же время умеренная ситуативная тревожность (от 33 до 44 баллов) отмечалась у 62 детей (49,21%), высокая (от 45 до 63 баллов) – у 25 (19,84 %). Тест Люшера. Для качественного определения эмоционального состояния применялся тест Люшера, основанный на предположении о том, что выбор цвета отражает настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности. Одним из приемов трактовки результатов выбора является оценка положения основных цветов. Если они занимают позицию далее пятой, значит, характеризуемые ими потребности не удовлетворены, следовательно, имеют место тревожность, негативное состояние.

При интерпретации цветных пар по Люшеру у 39 (30,95%) детей отмечалось негативное состояние, чувство безнадежности, обреченности, стремление сопротивляться всему, неадекватность в поведении, у 58 (46,03%) – состояние стресса, сопровождаемое возбуждением, мнительностью, тревожностью, стремлением к самооправданию. Тест Кеттэла. Модифицированный вариант личностного вопросника, предназначенный для детей 8-12 лет, включает в себя 12 факторов, или шкал, отражающих некоторые качества личности. Каждый личностный фактор рассматривается как континуум определенного качества или “первичной черты” (в вопроснике он измеряется в стенах – единицах шкалы с минимальным значением в 1 балл, максимальным – 10 и средним – 5,5 балла) и характеризуется биполярно. На биполярность указывает знак + или -, стоящий рядом с буквами алфавита, обозначающими фактор.

Из 12 личностных факторов нами выделены два. Фактор О отражает тревогу, озабоченность, опасения. Его значения колебались в пределах 7-9 стен у 97 детей (76,98 %). Фактор Q4 отражает напряжение, раздражительность, фрустрацию. У 83 детей (65,87 %) его значения достигали 8-10 стен.

Таким образом, проведенное исследование позволяет говорить о том, что у детей с тревожно-фобическими расстройствами личностные особенности почти полностью определяют исход болезни. У больных с реакциями фиксации на самозащите первое же столкновение с действительностью приводило к потере уверенности в своих силах. Дети, как правило, “шли по линии наименьшего сопротивления”, выдвигая в свое оправдание неблагоприятно сложившиеся обстоятельства, или использовали для достижения своих целей близких, вызывая у них чувство сострадания. Все дети испытывали большие трудности в реализации намерений как личного, так и социального плана. Требовались активные побуждения извне для того, чтобы заставить их изменить что-то в жизни или разрешить конфликтную ситуацию. В то же время, по данным Э. А. Карандашевой, у взрослых с невротическими фобиями такое состояние наблюдалось при реакциях с фиксацией на препятствии. Преобладание в эмоциональной сфере личностной тревожности, а также чувства безнадежности, обреченности, неадекватности в поведении и в оценке приводит в дальнейшем к обнаружению в структуре личности эмоциональной неустойчивости, неадекватности реагирования на внешние события.

Эти особенности затрудняют адаптацию ребенка к окружающей среде, снижают способность к правильной оценке ситуации. А наличие таких личностных качеств, как повышенная возбудимость, сверхреактивность на слабые провоцирующие стимулы, избыток побуждений, не находящий практической разрядки в процессе деятельности, что связано как с особенностями темперамента, так и с условиями воспитания, может только подкреплять дезадаптивное поведение ребенка.

Метки:

Комментарии закрыты.